Аннотации к образовательным программам, используемым в МБОУ «Школа № 121» г.о.Самара (дошкольное отделение)
Аннотация к основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценногопроживания ребенком дошкольного детства,формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физическихкачеств в соответствии с возрастными ииндивидуальными особенностями, подготовкаребенка к жизни в современном обществе,обеспечение безопасности жизнедеятельностиребенка. Эти цели реализуются в процессеразнообразных видов деятельности: игровой,коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,продуктивной(изобразительная, конструктивная и др.),музыкальной, при ознакомлениисхудожественной литературой.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Программа «От рождения до школы»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
- строится на принципе культуросообразности.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2-х лет; младший дошкольный возраст — с 2 до 4-х лет; средний возраст — 4-5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей; предусмотрены как формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения, так и их развитие в повседневной жизни. В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении. Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Аннотация к парциальной программе «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой.
Издательство: ТЦ СФЕРА, Москва, 2007
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Пособие содержит полный курс занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).
Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.
Принципы реализации программы:
Интеграция. Новая педагогическая стратегия — взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
Преемственность. Единое творческое пространство — система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 2-7лет на основе планирования;
Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями — учебными, наглядно-методическими и практическими
Аннотация к парциальной программе «Изобразительная деятельность в детском саду» под редакцией Т.С.Комаровой
Цель программы — художественно-эстетическое воспитание дошкольников, которое реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.
Аннотация к парциальной программе «Конструирование и художественный труд в детском саду» под редакцией Л.В. Куцаковой
Цель программы развитие конструкторских и художественных способностей детей.
Задачи программы:сформировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Аннотация к парциальной программе «Развитие речи в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой
Цель программы – последовательное, целенаправленное обучение детей родному языку, своевременная помощь ребенку в формировании звуковой культуры речи, овладение лексикой, грамматикой, связной речью. Для старших групп разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Программа адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических вузов.
Аннотация к парциальной «Программе коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольноговозраста в условиях логопункта»под редакцией О.Н.Киреевой
Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 20161
Цель программы — обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего и подготовительного к школе возраста с ФНР ии осуществления своевременного и полноценного развития; обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования иорганизации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи, реализуемые в рамках Программы:
- выявление,преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста;
- систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми и в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
- оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности
к школе;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, других медицинских учреждений;
- профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих детский сад;
- организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.
Основные принципы реализации поставленной цели и задач:
- принцип опережающего подхода
- принцип развивающего подхода
- принцип полифункционального подхода
- принцип сознательности и активности детей
- принцип доступности и индивидуализации
- принцип постепенного повышения требований
- принцип наглядности
Аннотация к парциальной «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой,А.В. Лагутиной
Издательство: ПРОСВЕЩЕНИЕ, Москва, 2008
В данном издании представлен комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявления речевой патологии. В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико- фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием.
Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение. Структура Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: пояснительная записка, характеристика детей с I, II, III уровнями развития, занятия воспитателя, логопедическая работа с детьми
Аннотация к парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной
Издательство: ДЕТСТВО — ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2004
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально-личностное направление. Актуальность и педагогическая целесообразность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Цель программы — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
- Формирование ценностей здорового образа жизни.
- Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
- Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Отличительной особенностью программы является использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов).
Срок реализации: 4 года. Первый год обучения — 2 младшая группа (третий год жизни). Второй год — средняя группа (четвертый год жизни). Третий год — старшая группа (шестой год жизни). Четвертый год обучения — подготовительная к школе группа (седьмой год жизни
В программе — 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».
Аннотация к парциальной программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» под редакцией Н.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
Издательство: ДЕТСТВО — ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2006
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре.
Основная цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей ДОУ. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет.
Программа состоит из трёх частей.
В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.
Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий.
В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Аннотация к парциальной программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» под редакцией А. И. Буренина, Т. Э. Тютюнникова.
Данная программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
Программа музыкального образования детей дошкольного возраста «Тутти» разработана на основе современных методологических взглядов на образование, развитие и воспитание ребенка.
Программа входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной авторским коллективом (А.И. Бурениной, Н.Е. Васюковой, Т.Э. Тютюнниковой и др.) под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
Программа музыкального образования детей «Тутти» отводит главное место вопросам воспитания личности ребенка средствами музыки, а задачи развития музыкальных способностей будут решены при условии грамотной организации педагогического процесса, готовности педагога к реализации программных принципов, требований и содержания.
Аннотация к программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова
Программа ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
- музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
- песня, танец, марш;
- музыка рассказывает о животных и птицах;
- природа и музыка; • сказка в музыке;
- музыкальные инструменты и игрушки.
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно- ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический.
Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах.
Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей».
Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярчеи эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.