Программа кружка «Народная кукла» для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель:
Норина Юлия Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 355 г.о. Самара

1. Актуальность.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Данная программа кружка «Народная игрушка» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

2. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.

Задачи:
Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

3. Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
  • показ;
  • объяснение;
  • наблюдение;
  • импровизации;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • анализ и самоанализ.

Используемый материал:

  • ткань разной фактуры, тесьма;
  • нитки мулине, шерстяные нитки;
  • лыко, пенька;
  • береста, ветки деревьев;
  • вата.

4. Структура программы.
Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут. Всего занятий в год – 25.

5. Адресат. Дети старшего дошкольного возраста.

6. В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны

знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;

уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.

владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.

 

Тематический план

Октябрь

Занятие 1. Узелковая кукла.

Цель: познакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали.

Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, пучок пеньки для прически или бороды, треугольный лоскуток для косынки или передника.

 

Занятие 2. Зайка.

Цель: учить детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, показать простейшие способы украшения игрушки.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.

 

Занятие 3. Зайка.

Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, учить видоизменять игрушку, добавляя новые элементы.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.

 

Занятие 4. Кукла Бабочка.

Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу, придавать игрушке характерные черты.

Материал: два лоскута однотонной ткани 40*15 см. и 30*10 см., вата, нити.

 

Ноябрь

Занятие 5. Сибирячка.

Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.

 

Занятие 6. Кукла — мальчик.

Цель: закрепить умение детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами мужского русского костюма, учить создавать из ткани образ мальчика. Упражнять в изготовлении шнура для пояса из двух нитей.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.

 

Занятие 7. Бессоница.

Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани.

Материал: 2 лоскута не очень плотной ткани, вата.

 

Занятие 8. Кувадки.

Цель: познакомить детей с куклой Кувадкой, учить создавать образ куклы при помощи нитей. Упражнять в изготовлении двойного шнура.

Материал: лоскуты яркой разноцветной ткани 10*15 см. и 6*6 см., разноцветные нити мулине.

 

Занятие 9. Вепсская кукла.

Цель: познакомить детей с вепсской куклой, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, одевать куклу в национальный костюм. Активизировать в речи детей слова: «Рубашка», «сарафан», «пояс», «передник», «косынка», «платок». Рассказать, какой смысл раньше придавали одежде.

Материал: белый лоскуток 20*20 см., 4 цветных лоскутка 15*15 см., ленточка, лоскут 4*7 см., нитки красного цвета, шерстяные разноцветные нити, вата.

 

Декабрь

Занятие 10. Бабушкина кукла.

Цель: познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм.

Материал: кусок бересты 10*10 см., белый лоскут 8*15 см., длинный тонкий одноцветный лоскут 3*20 см., цветные лоскуты 7*15 см. и 3*7 см., полоса красной ткани, разноцветные нити.

 

Занятие 11. Крупеничка.

Цель: познакомить детей со сказкой о Крупеничке, учить создавать куклу из детского носочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

Материал: детский носочек, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.

 

Занятие 12. Солнечный символ.

Цель: познакомить детей с древнейшим магическим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток.

Материал: две палочки, длиной до 15 см., разноцветные шерстяные нити или нити мулине.

 

Январь

Занятие 13. Коляда.

Цель: познакомить детей с традиционным рождественским ритуалом – колядованием, с куклой Колядой. Учить детей изготавливать фигурки людей из соломы, перетягивая ее красными нитями.

Материал: пучок соломы, красные нити.

 

Занятие 14. Пеленашка.

Цель: познакомить детей с куклой Пеленашкой, с обрядами, связанными с рождением младенца, учить пеленать скатку, придавать заготовке целостный образ младенца.

Материал: кусок бересты 10*25 см., белые лоскуты 15*15 см. и 7*10 см. разноцветные лоскуты разных размеров для предметов одежды, ленточки, разноцветные нити.

 

Занятие 15. Крестец.

Цель: познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом ряжения, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.

Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.

 

Февраль

Занятие 16. Курская столбушка.

Цель: познакомить детей со свадебным обрядом. Учить изготавливать фигурку куклы – невесты, украшать куклу, развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.

Материал: белый лоскут 15*20 см., красный лоскут 6*15 см., прямоугольный лоскут светлой ткани 7*15 см., другой лоскут 7*15 см., цветной лоскут 5*7 см., два лоскута ярко окрашенной пестрой ткани 5*7 см., тесьма, нити, игла.

 

Занятие 17. Владимирская столбушка.

Цель: познакомить детей с традицией девичьих посиделок, с владимирской столбушкой, закрепить навык изготовления куклы из бересты. Познакомить с предметом женской одежды – поневой.

Материал: кусок бересты 10*25 см., белые лоскуты 15*15 см. и 7*10 см. разноцветные лоскуты разных размеров для предметов одежды, ленточки, разноцветные нити.

 

Занятие 18. Лихоманки.

Цель: познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков.

Материал: лучина длинной 10-15 см., лоскут белой ткани шириной 10-15 см., лоскут темной ткани шириной 6-9 см., полоса ткани размером 3*6 см., квадратный лоскут темной ткани 8*8 см., разноцветные нити.

 

Март

Занятие 19. Мартинички.

Цель: познакомить детей с обрядом «заклинания» весны, учить изготавливать кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона.

Материал: кусок плотного картона 10-20 см., разноцветные шерстяные нити.

 

Занятие 20. Кубышка — травница.

Цель: познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

Материал: лоскут светлой ткани 20*20 см., два лоскута светлой ткани в мелкий рисунок 10*10 см., треугольный лоскут яркой однотонной ткани 30*30 см. (1/2 ), полоска ткани красного цвета 20*1 см., лоскут цветной ткани 40*40 см., два лоскута цветной ткани 5*5 см., кружево 7*10 см., тесьма 25 см.,, красные нитки, 30 г. травы, вата, игла, ножницы.

 

Занятие 21. Птички.

Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.

Материал: лоскут ткани 10*12 см., вата, нитки.

 

Апрель

Занятие 22. Кукла из лыка.

Цель: познакомить детей с новым материалом – лыком, учить создавать женский образ из лыка, наряжать куклу в женский костюм.

Материал: лыко, нити, несколько лоскутов разноцветной ткани.

 

Занятие 23. Кукушечка.

Цель: познакомить детей с праздником проводов весны, закрепить умение работать с лыком, учить создавать образ птицы из лыка при помощи разноцветных нитей, украшать куклу.

Материал: лыко, разноцветные нити, небольшие лоскуты ткани.

 

Занятие 24. Купавка.

Цель: познакомить детей с летними праздниками, с обрядовой куклой купавкой. Учить создавать куклу из палочек, нитей и ткани, закреплять умение передавать характерные черты куклы, украшать куклу разноцветными ленточками.

Материал: две палочки разной длины, лоскут белой ткани 30*30 см., вата, нити, цветные лоскуты для юбки, платка, разноцветные полоски ткани или ленточки для украшения.

 

Занятие 25. Моя любимая кукла.

Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.

Материал: палочки, береста, лучины, лыко, лоскуты различных тканей, нити, вата, игла, ножницы, тесьма, кружево.

 

Используемые источники

  1. Дайн Г. и М. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.
  2. Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.
  3. http://dom.sibmama.ru/index.php?r=81
  4. http://www.rukukla.ru/
  5. http://igru6ka.ru/kate/russiantoy-2/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс