Обучение дошкольников игре в шашки

Обучение детей дошкольного возраста игре в шашки. Опыт работы

Подготовила: воспитатель Егоркина Татьяна Анатольевна

В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование досуга в детском саду. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее) мы вместе с детьми отдаем предпочтение настольной игре в шашки, которая является одной из самых интересных, всесторонне развивающих игр для детей. Сегодня я поделюсь с вами опытом, как педагоги нашего сада учат детей дошкольного возраста играть в шашки.

На августовском педагогическом форуме работников образования городского округа Самара с участием главы города Олега Борисовича Фурсова, руководителя Самарского управления министерства образования и науки Самарской области Акопяна Виктора Альбертовича, руководителя Департамента образования Галузиной Лилии Викторовны были обозначены перспективы развития системы образования нашего города. В числе приоритетных направлений – развитие технического творчества и обучение игре в шахматы.

Шашки признаны одной из самых интеллектуальных игр. Игра эта не простая, в ней много тонкостей, трудностей и хитросплетений. Игра в шашки является отличным средством развития технического творчества, а также своеобразной стартовой ступенью в обучении детей игре в шахматы, поэтому в настоящее время данное направление деятельности является актуальным и востребованным.

Какие же задачи можно решить, обучая детей игре в шашки. В образовательной области социально-коммуникативного развития данная игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям, формирует волю к победе. Игра в шашки предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.

В образовательной области познавательного развития процесс обучения азам игры в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического и объёмного мышления, суждений, умозаключений. Шашечные тренировки развивают многие необходимые для жизни качества: умение запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывают умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, развивают способность концентрироваться, самодисциплину, творческую фантазию, настойчивость и решительность.

Начинать обучать игре в шашки рекомендуют с 5 лет (старшая группа), так как именно в этом возрасте у детей внимание становится более устойчивым и познавательным, развиваются прогностическая и наглядно-образная функции мышления, которые позволяют решать более сложные задачи. Дети становятся более усидчивыми и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае  нельзя заставлять, они должны сами захотеть. В группе обязательно найдутся активные, любопытные дети, которые любят «что-то новенькое». Сначала они начинают, а потом и другим становится интересно.

Знакомить детей с шашками необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме, поэтапно, по принципу «от простого  к сложному».

Играть в шашки необходимо систематически. Но так как дети увлекаются быстро, так и быстро теряют интерес. Поэтому играть лучше не более двадцати пяти минут и примерно два раза в неделю, чтобы дети не пресытились.

В нашем детском саду сформировалось несколько вариантов обучения дошкольников данной игре, с которыми я и хочу поделиться с вами.

Первый вариант использую я в своей работе. Сначала детей знакомлю с историей возникновения этой игры.Затем демонстрирую им доску, фишки чёрного и белого цвета, потом учу расставлять шашки на игровом поле, объясняю, почему все шашки становятся на тёмные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперника встретились в игре) и так далее.

На следующем этапе необходимо чётко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперёд, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы.

После того, как дети усвоили сведения о шашках, приступаем к знакомству с основными правилами.Для закрепления правил предлагаю детям поиграть в шашки со мной. Играю до тех пор, пока дети не освоят правила. После этого дети приступают к совместным играм. Я выступаю в качестве наблюдателя, при необходимости подсказываю, предлагаю ещё раз подумать над очередным ходом. Постепенно дети начинают играть в шашки самостоятельно, без помощи воспитателя. Игра им эта очень нравится.

Самое трудное для детей – уловить суть игры и понять правила. Можно рассказать детям о правилах игры в стихотворнойформе.Дети, заучив четверостишия, начнут быстро ориентироваться в игре и перестанут путаться.

Второй вариант:

Воспитатель вносит в группу набор шашек, рассматривает с детьми доску, фигуры, отвечает на вопросы детей, при этом выясняет, кто из детей умеет играть в шашки.

Затем воспитатель предлагает ребёнку, умеющему играть в шашки, сыграть партию или две (по желанию). Заинтересовавшиеся игрой дети наблюдают за воспитателем и ребёнком.

После игры воспитатель предлагает «знатоку» объяснить товарищам правила игры. При необходимости воспитатель помогает.

На следующем этапе воспитатель создаёт детям проблемную ситуацию: предлагает желающим поиграть в шашки так, как они поняли правила. В ходе такой игры у детей всегда возникает вопрос: кто победил? Воспитатель объясняет, что победителя выбрать невозможно, потому что в игре не соблюдались все необходимые правила. Таким образом, дети на практике понимают необходимость соблюдения правил игры и принимают ответственное решение изучить правила и строго их соблюдать.

Затем воспитатель садится в пару к каждому желающему и по ходу игры обучает детей правилам. Дети закрепляют правила, играя друг с другом под наблюдением воспитателя. При необходимости воспитатель советует, поправляет, подсказывает, поощряет. После того как дети хорошо освоили правила игры, воспитатель учит планировать игру, знакомит с различными игровыми стратегиями, формирует способность понимать последствия своих действий, отвечать за результат своих действий.

Для поддержания интереса у детей к игре, воспитатель специально иногда проигрывает, а иногда выигрывает

Третий вариант.

Воспитатель приносит в группу шашки, садится за стол и начинает расставлять фигуры, никого не подзывая. Дети самостоятельно подходят и начинают интересоваться действиями воспитателя. Воспитатель в непринуждённой обстановке рассказывает об игре, предлагает поиграть в «Поддавки». При знакомстве с шашками и правилами игры воспитатель использует образы. Наши шашки «Лягушки», они любят прыгать и кушать комаров. Объясняю, как лягушки «прыгают» и «съедают» комаров. Кто первый доел, тот выиграл. На следующих этапах правила закрепляются, усложняются. С этой целью используются задачи по шашкам, с помощью которых дети узнают о различных стратегиях игры, имеют возможность выбрать для себя оптимальную стратегию. В дальнейшем дети переходят к игре в русские шашки (64 клетки).

После того, как дети хорошо освоили игру, данный вид деятельности становится самостоятельным.

А сейчас я предлагаю Вам попробовать решить задачу для белых шашек.

  1. d2® e3 /f4 ® d2
  2. h2 ® g3 / c5 ® e3
  3. g3 ® f4 / e3 ® g5
  4. h4 ® f6 ® d8 ® a5 ® e1

На данном слайде представлены некоторые стратегии, которые ведут к победе.

Стратегия 1: Поддавки — это ловушки для соперника в начале партии. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы специально жертвовать свои фигуры противнику для осуществления в дальнейших ходах выигрышных комбинаций.

Стратегия 2: Заход в «любки»: ситуация, в которой одна шашка оказывается между двумя шашками соперника с возможностью взятия одной из них в следующем ходе.

Стратегия 3: Продвижение в Дамки. Суть стратегии — как можно быстрее прорваться и сделать из простой шашки Дамку.

Стратегия 4: Блокирование противника — это ситуация, при которой игрок мог бы сделать ход, но клетки заняты шашками противника. Также ситуацией блокирования называется угроза потери шашки при следующем ходе, по причине соответствующего расположения фишек противника.

Дети очень любят играть друг с другом в шашки, интересно проходят групповые шашечные турниры.

Дети начинают активно привлекать к игре родителей дома. Многие родители удивляются тому, что дети умеют играть в эту довольно сложную игру, причём часто выигрывают у старших братьев, сестёр и родителей. В связи с этим нам можно в будущем планировать семейные шашечные турниры.

Спасибо за внимание!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс