Приобщение детей к книге

Приобщение ребёнка к художественной литературе в условиях ФГОС ДО

Выполнил: Норина Юлия Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 355» г.о. Самара

Презентация к сообщению

Приобщать ребёнка к художественной литературе, формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста. Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, потому что в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Дети уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник – книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Читательские интересы дошкольников старшего возраста более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки.

В федеральном государственном стандарте ДО работе с книгой, художественным словом уделяется значительное внимание. Все образовательные области предполагают работу с книгой. На слайде представлены задачи тех образовательных областей, которые предполагают непосредственную работу с книгой и словесным искусством. В процессе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства у детей должны быть достигнуты результаты:способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать смысл нравственного урока, который несет сказка;

  • способен воспринимать идейно-тематическую основу произведения – называть героев сказки, описывать их характерные черты, оценивать поступки;
  • способен различать жанры литературных произведений (сказка, стихотворение, загадка и т.д.), выделяя их характерные особенности;
  • называет любимые сказки и рассказы;
  • называет авторов детских книг;
  • эмоционально реагирует на поэтические художественные произведения.

Для достижения вышеперечисленных результатов, целесообразно использовать следующие формы  работы с детьми:

  • Слушание литературы в исполнении педагога и артистов-мастеров художественного слова, что развивает интонационную выразительность речи, помогает лучше воспринять характеры героев, события.
  • Беседы о прочитанных книгах обеспечивают углубление восприятия текстов, способствует их более осмысленному и обобщенному обсуждению.
  • Игры для развития литературной речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Кто автор?», «Найди друга», «Подбери картинки» для развития у детей умений пересказывать вновь прочитанные литературные тексты, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства интонационной выразительности.
  • Тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране», «Поэты нашей страны» поддерживают и поощряют проявление детского интереса к книгам и творческой деятельности на их основе, выражение избирательного отношения к произведениям определенного вида, жанра, тематики.
  • Литературные викторины и конкурсы способствуют проявлению активного интереса детей к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок, рассказов, историй по аналогии со знакомыми, к общению со сверстниками о своих любимых книгах.
  • Просмотры театрализованных постановок, спектаклей, самостоятельное участие в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.
  • Рассматривание иллюстраций разных художников по мотивам произведения поддерживает стремление детей к постоянному общению с книгой, проявление детьми удовольствия при слушании литературных произведений.
  • Организация литературного уголка (книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотека (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотека (кассеты, CD, DVD-диски), игротека (каталог игр), оборудование для театрализации и др.).
  • Развитие умений «детского книгоиздательства», необходимых для изготовления дошкольниками книжек-самоделок, детских самодельных журналов и энциклопедий.
  • Организации детской проектной деятельности («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг»).
  • Тематические занятия.Первая задача данной области направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Для решения данной задачи необходимо обратиться к документу «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где перечислены базовые национальные ценности:

Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность — служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантность;

Искусство и литература — красота, гармония, нравственный выбор; природа — родная земля, природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Эти базовые ценности и являются направлениями работы по первой задаче.

Грамотно организуя работу в книжном уголке по приобщению дошкольников к художественной литературе, можно обеспечить решение задач речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития. Особенно актуальна эта деятельность в условиях нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Однако содержательная сторона данной продукции, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот обедняет духовный мир ребёнка, не развивает эмоционально окрашенную, образную речь. Важнейшей задачей воспитателя становится отбор таких произведений, которые действительно способствуют развитию интереса к художественным произведениям, формируют литературный вкус. С целью создания необходимых условий следует придерживаться  правил отбора художественных произведений. Например, обратимся к финальной части русской народной сказки «Теремок».

I вариант. «Пришёл медведь и стучится:

  • Кто в тереме живёт?
  • Я, муха-горюха.
  • Я, мышка-погрызуха.
  • Я, лягушка-квакушка.
  • Я, заюнок-кривобок, по горке скок.
  • Я, лиса – при беседе краса.
  • Я, волк-волчище – из-за куста хватыш. А ты кто?
  • Я вам всем пригнётыш.

Сел медведь на горшок, горшок развалил и всех зверей распугал».

II вариант. «Идёт мимо медведь косолапый, ревёт:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
  • Я, мышка-норушка.
  • Я, лягушка-квакушка.
  • Я, зайчик-побегайчик.
  • Я, лисичка-сестричка.
  • Я, волчок-серый бочок. А ты кто?
  • А я медведь косолапый.
  • Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез, никак не мог влезть и говорит:

  • Я лучше у вас на крыше буду жить…».

Внимательно ознакомившись с этими вариантами, педагог, скорее всего, отдаст предпочтение второму, как более понятному дошкольникам. Некоторые слова или выражения из первого варианта («пригнётыш», «хватыш») непонятны им, а их запоминание и пересказ не способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появились и разные обработки русской народной сказки «Колобок».

Например, «Вдруг навстречу ему идёт заяц:

  • Колобок, колобок, я тебя съем!
  • Не ешь меня, я тебе песенку спою, — сказал колобок.

Спел песенку и покатился дальше».

В данном примере опущена песенка колобка, что, казалось бы, облегчает восприятие сказки, но без песенки колобка сказка теряет своё очарование. Художественный текст фактически превращается в сухое перечисление фактов, исчезает возможность наслаждаться народным слогом сказки, что тоже не способствует развитию интереса к художественной литературе, к художественному слову.

 Каким же мы видим книжный уголок в детском саду, чем он должен быть насыщен, чтобы педагог мог качественно решать поставленные перед ним задачи приобщения ребёнка к художественной литературе.

  1. Оборудование, соответствующее возрасту детей
  2. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор
  3. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
  4. Дидактические игры для речевого развития детей

Весь материал книжного уголка может быть разделён по разделам. Например, художественная литература, научно-популярная литература, журналы, моя любимая книга, книги из бабушкиного сундука. Знакомим детей с художниками-иллюстраторами. Организуем тематические выставки. Изготавливаем совместно с детьми книги-самоделки. Организуем выставки книг в различных изданиях. Выставка «Книги из бабушкиного сундука». Собираем детские журналы. Организуем в книжных уголках проектную деятельность детей

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс