Чернова Татьяна Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ детского сада № 355 городского округа Самара
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе
Тема: «Волшебный магнит»
Задачи:
- Обогатить опыт детей знаниями о свойствах магнита, познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «примагничивание».
- Упражнять детей самостоятельно принимать решения, проверять эти решения, делать выводы, обобщать.
- Расширять познавательный опыт с помощью наглядных средств.
- Активизировать в речи детей термины «магнетизм», «примагничивание».
- Закреплять умение последовательно высказывать свои мысли, развивать связную речь.
- Развивать социальные навыки: умение работать парами в подгруппе, договариваться, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
- Развивать мышление, воображение, речь.
Методы и приёмы:
— практические: игры-опыты «Не замочив руки», «Волшебный магнит»; игра с мячом «Притягивает — не притягивает», игра с фигурками из магнитного театра;
— наглядные: рассматривание магнитов;
— словесные: ситуативный разговор о магнитах, вопросы.
Материалы и оборудование:
— глобус, магниты разной формы, величины, цвета, прозрачные мисочки с водой, металлические скрепки, мяч;
— магниты на каждого ребенка, 2 магнитные доски;
— тряпочки, карандаши, железные скрепки, пластмассовый конструктор, шурупы, ключи, монетки, металлические скрепки на каждого ребенка.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Игра-опыт «Волшебный магнит». Цель: закрепить знания детей о свойстве магнита – притягивать металлические предметы, познакомить с понятием «магнетизм».Игра-опыт «Не замочив руки». Цель: дать представление о свойстве магнита — притягивание предметов через другие материалы (через воду), закрепить понятие «магнетизм». |
Двигательная | Двигательная пауза с мячом «Притягивает — не притягивает». Цель: закреплять представления детей о свойствах магнита, развивать внимание, быстроту реакции. |
Коммуникативная | Ситуативный разговор о магнитах, вопросы к детям. Игра в магнитный театр. Цель: закреплять представления о свойствах магнита и его применении, развивать воображение, речь, закреплять умение играть в группе, договариваться,согласовывать свои действия с действиями сверстников, учить проявлять творчество. |
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Воспитатель создаёт условия для возникновения ситуативного разговора с детьми о магнитах: вносит в группу глобус и рассматривает его. | Дети, привлечённые действиями воспитателя, подходят к нему, начинают вместе с педагогом рассматривать глобус. | У детей возник интерес к совместной деятельности с воспитателем. |
2. |
Воспитатель вовлекает детей в ситуативный разговор о глобусе и магнитах, задаёт вопросы:
— что такое глобус? — что такое макет? — что такое копия? — какую форму имеет наша планета Земля? — почему мы ходим по земному шару и не падаем? — хотите ли вы узнать о тайнах магнита? экспериментирует с мячом: мелкие фигурки, машинки с него падают или просто невозможно их приставить к нижней части шара. |
Дети делятся своими знаниями о глобусе, магните (глобус — макет нашего земного шара, макет – это маленькая копия (например: куколка — маленькая копия человека или ребенка), в глубине земного шара есть ядро, которое притягивает нас как магнит).
|
Введены в речь детей термины «глобус», «макет», «ядро» сформирована мотивация к познавательно-исследовательской деятельности. |
3. |
Воспитатель предлагает детям подойти к столам и рассмотреть, какой сюрприз для них приготовлен. | Дети переходят с ковра к столам. | У детей возник интерес к магнитам, к исследовательской деятельности. |
4. | Воспитатель предоставляет детям несколько минут для самостоятельной работы с магнитами.
-какой магнит на ощупь? -какие магниты бывают по форме и размеру? |
Дети делятся своими наблюдениями (холодный, твердый, железный, тяжелый и т.д., магниты бывают разной формы и размеров).
|
Дети получили представление о внешнем виде магнита. Закрепили умение высказывать свои наблюдения.
|
5. |
Воспитатель предлагает детям посмотреть, какими чудесными свойствами обладают «волшебные» магниты.
Вопросы: -Посмотрите, на столах лежат разные материалы. Какие? — Давайте поднесем магнит сначала к тряпочке. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? — А теперь попробуем примагнитить деревянные предметы (карандаши). Что получилось? -А теперь у нас остались скрепки, гвозди, монетки. Давайте попробуем примагнитить их. -Ну что же у нас получилось? -Какой вывод мы можем сделать? А как вы думаете, почему притянулись гвозди, монетки, ключи и скрепки. Что у них общего? (если затрудняются ответить, стимулировать такими вопросами: подумайте ещё, а как думают другие как сказать по-другому). Из какого материала они сделаны? (этот вопрос задать в том случае, если дети затруднятся с ответами). -Правильно, молодцы, все они железные -Магнит притягивает только железные предметы. Это свойство примагничивать предметы называется — магнетизм, от слова магнит.
|
Дети перечисляют, что находится у них на столах: монетки, карандаши, тряпочки, железные скрепки, шурупы, ключи, пластмассовый конструктор. Дети проводят эксперименты с магнитами и предметами и отвечая на вопросы воспитателя делают выводы. | Дети получили представление о свойстве магнита притягивать железные предметы, активизировали в речи термин «примагничивать», «магнетизм».
Закрепили умение последовательно высказывать свои мысли. Продолжали закреплятьсоциальные навыки:умение работать парами в подгруппе, договариваться, согласовывать свои действия с действиями сверстников. |
6. |
Воспитатель организует игру-опыт «Не замочив рук» по подгруппам (по 2 ребёнка).
На столе в мисках налита вода на 2 сантиметра. На дне лежат скрепки. Задание: как не замочив рук (или каких-нибудь других предметов) вынуть скрепки из воды? (Магнитом — используя его свойство примагничивать предметы из металла). Воспитатель предлагает вопросы, которые помогут детям провести эксперимент и сделать вывод. Вопросы: -Что надо сначала сделать? -Что потом? -Как использовать магнит? По окончании игры-опыта воспитатель предлагает детям рассказать, что они сделали, что получили, почему двигалась скрепка и какой можно сделать вывод? Почему маленькими магнитами достать скрепки не получилось, а только большими? |
Дети быстро нашли пути решения поставленной задачи достать скрепки из воды: провести магнитом над водой или по стенки мисочки. Дети во время эксперимента сами делают вывод о силе магнита, а воспитатель помогает им наводящими вопросами. | Дети закрепили представления о свойствах магнита, нашли пути решения поставленной задачи, познакомились с понятием «магнитная сила». |
7. |
Воспитатель предлагает детям игру «Притягивает — не притягивает» (двигательная пауза с мячом).
|
Дети встают по кругу. Воспитатель называет предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок бросает мяч воспитателю и отвечает магнит притягивает или не притягивает этот предмет. | Дети закрепили представления о свойствах магнита, проявили быстроту реакции, были внимательны. |
8. |
Воспитатель хвалит детей, просит вместе с родителями подумать, где используются магниты дома и рассказать им, какое волшебное свойство магнита дети знают.
Дети магнит используют еще для изготовления интересных игрушек. Вы так хорошо потрудились, что я хочу вам сделать подарок: магнитный театр. |
Дети расходятся к магнитным доскам и играют с театром. | Дети обогатили личный опыт знаниями о свойствах магнита, могут
самостоятельно принимать решения, проверять эти решения, делать выводы, обобщать.
|
Итоговое мероприятие: показ спектакля на магнитах «Мамины помощники» для родителей.
Источники и литература
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
- Кыдыякова В. С. Конспекты занятий с детьми «Удивительное свойство магнита».
- Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Опыты с магнитами»: http://ta-vi-ka.blogspot.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html#sthash.IU5mQO61.dpuf