КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «Волшебный магнит»

Чернова Татьяна Геннадьевна,  воспитатель

МБДОУ детского сада № 355 городского округа Самара

 План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе

Тема: «Волшебный магнит»

Задачи:

  1. Обогатить опыт детей знаниями о свойствах магнита, познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «примагничивание».
  2. Упражнять детей самостоятельно принимать решения, проверять эти решения, делать выводы, обобщать.
  3. Расширять познавательный опыт с помощью наглядных средств.
  4. Активизировать в речи детей термины «магнетизм», «примагничивание».
  5. Закреплять умение последовательно высказывать свои мысли, развивать связную речь.
  6. Развивать социальные навыки: умение работать парами в подгруппе, договариваться, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
  7. Развивать мышление, воображение, речь.

Методы и приёмы:

—         практические: игры-опыты «Не замочив руки», «Волшебный магнит»; игра с мячом «Притягивает — не притягивает», игра с фигурками из магнитного театра;

—         наглядные: рассматривание магнитов;

—         словесные: ситуативный разговор о магнитах, вопросы.

Материалы и оборудование:

—         глобус, магниты разной формы, величины, цвета, прозрачные мисочки с водой, металлические скрепки, мяч;

—         магниты на каждого ребенка,  2 магнитные доски;

—         тряпочки, карандаши, железные скрепки, пластмассовый конструктор, шурупы, ключи, монетки, металлические скрепки на каждого ребенка.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская Игра-опыт «Волшебный магнит». Цель: закрепить знания детей о свойстве магнита – притягивать металлические предметы, познакомить с понятием «магнетизм».Игра-опыт «Не замочив руки». Цель: дать представление о свойстве магнита — притягивание предметов через другие материалы (через воду), закрепить понятие «магнетизм».
Двигательная Двигательная пауза с мячом «Притягивает — не притягивает». Цель: закреплять представления детей о свойствах магнита, развивать внимание, быстроту реакции.
Коммуникативная Ситуативный разговор о магнитах, вопросы к детям. Игра в магнитный театр. Цель: закреплять представления о свойствах магнита и его применении, развивать воображение, речь, закреплять умение играть в группе, договариваться,согласовывать свои действия с действиями сверстников, учить проявлять творчество.
Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель создаёт условия для возникновения ситуативного разговора с детьми о магнитах: вносит в группу глобус и рассматривает его. Дети, привлечённые действиями воспитателя, подходят к нему, начинают вместе с педагогом рассматривать глобус. У детей возник интерес к совместной деятельности с воспитателем.

2.

Воспитатель вовлекает детей в ситуативный разговор о глобусе и магнитах, задаёт вопросы:

—         что такое глобус?

—         что такое макет?

—         что такое копия?

—         какую форму имеет наша планета Земля?

—         почему мы ходим по земному шару и не падаем?

—         хотите ли вы узнать о тайнах магнита?

экспериментирует с мячом: мелкие фигурки, машинки с него падают или просто невозможно их приставить к нижней части шара.

Дети делятся своими знаниями о глобусе, магните (глобус — макет нашего земного шара, макет – это маленькая копия (например: куколка — маленькая копия человека или ребенка), в глубине земного шара есть ядро, которое притягивает нас как магнит).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введены в речь детей термины «глобус», «макет», «ядро» сформирована мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.

3.

Воспитатель предлагает детям подойти к столам и рассмотреть, какой сюрприз для них приготовлен. Дети переходят с ковра к столам. У детей возник интерес к магнитам, к исследовательской деятельности.
4. Воспитатель предоставляет детям несколько минут для самостоятельной работы с магнитами.

-какой магнит на ощупь?

-какие магниты бывают по форме и размеру?

Дети делятся своими наблюдениями (холодный, твердый, железный, тяжелый и т.д., магниты бывают разной формы и размеров).

 

Дети получили представление о внешнем виде магнита. Закрепили умение высказывать свои наблюдения.

 

5.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, какими чудесными свойствами обладают «волшебные» магниты.

Вопросы:

-Посмотрите, на столах лежат разные материалы. Какие?

— Давайте поднесем магнит сначала к тряпочке. Что получилось?

Какой вывод мы сделаем?

— А теперь попробуем примагнитить деревянные предметы (карандаши). Что получилось?

-А теперь у нас остались скрепки, гвозди, монетки. Давайте попробуем примагнитить их.

-Ну что же у нас получилось?

-Какой вывод мы можем сделать? А как вы думаете, почему притянулись гвозди, монетки, ключи и скрепки. Что у них общего? (если затрудняются ответить, стимулировать такими вопросами: подумайте ещё, а как думают другие как сказать по-другому).

Из какого материала они сделаны? (этот вопрос задать в том случае, если дети затруднятся с ответами).

-Правильно, молодцы, все они железные

-Магнит притягивает только железные предметы. Это свойство примагничивать предметы называется — магнетизм, от слова магнит.

 

 

Дети перечисляют, что находится у них на столах: монетки, карандаши, тряпочки, железные скрепки, шурупы, ключи, пластмассовый конструктор. Дети проводят эксперименты с магнитами и предметами и отвечая на вопросы воспитателя делают выводы. Дети получили представление о свойстве магнита притягивать железные предметы, активизировали в речи термин «примагничивать», «магнетизм».

Закрепили умение последовательно высказывать свои мысли.

Продолжали закреплятьсоциальные навыки:умение работать парами в подгруппе, договариваться, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

6.

Воспитатель организует игру-опыт «Не замочив рук» по подгруппам (по 2 ребёнка).

На столе в мисках налита вода на 2 сантиметра. На дне лежат скрепки. Задание: как не замочив рук (или каких-нибудь других предметов) вынуть скрепки из воды? (Магнитом —  используя его свойство примагничивать предметы из металла).

Воспитатель предлагает вопросы, которые помогут детям провести эксперимент и сделать вывод. Вопросы:

-Что надо сначала сделать?

-Что потом?

-Как использовать магнит?

По окончании игры-опыта воспитатель предлагает детям рассказать, что они сделали, что получили, почему двигалась скрепка и какой можно сделать вывод? Почему маленькими магнитами достать скрепки не получилось, а только большими?

Дети быстро нашли пути решения поставленной задачи достать скрепки из воды: провести магнитом над водой или по стенки мисочки. Дети во время эксперимента сами делают вывод о силе магнита, а воспитатель помогает им наводящими вопросами. Дети закрепили представления о свойствах магнита, нашли пути решения поставленной задачи, познакомились с понятием «магнитная сила».

7.

Воспитатель предлагает детям игру «Притягивает — не притягивает» (двигательная пауза с мячом).

 

 Дети встают по кругу.  Воспитатель называет предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок бросает мяч воспитателю и отвечает магнит притягивает или не притягивает этот предмет. Дети закрепили представления о свойствах магнита, проявили быстроту реакции, были внимательны.

8.

Воспитатель хвалит детей, просит  вместе с родителями подумать, где используются  магниты дома и рассказать им, какое волшебное свойство магнита дети  знают.

Дети магнит используют еще для изготовления интересных игрушек. Вы так хорошо потрудились, что я хочу вам сделать подарок: магнитный театр.

Дети расходятся к магнитным доскам и играют с театром. Дети обогатили личный опыт знаниями о свойствах магнита, могут

самостоятельно принимать решения, проверять эти решения, делать выводы, обобщать.

 

 

Итоговое мероприятие: показ спектакля на магнитах «Мамины помощники» для родителей.

 

 

Источники и литература

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
  1. Кыдыякова В. С. Конспекты занятий с детьми «Удивительное свойство магнита».
  2. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Опыты с магнитами»:  http://ta-vi-ka.blogspot.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html#sthash.IU5mQO61.dpuf

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс