Воспитатель: Осинкина Оксана Викторовна
Согласовано: старший воспитатель Норина Юлия Валентиновна
Программное содержание.
Познакомить детей с историей утюга, подвести детей к пониманию функций утюга, необходимости его для жизни человека. Развить ретроспективный взгляд на предметы; формировать представления о техническом прогрессе.
Развивать у детей связную речь, логическое мышление, любознательность.
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда других людей.
Предварительная работа.
- Рассматривание альбома «Предметы народного быта», энциклопедий.
- Чтение сказок и рассказов о труде взрослых, беседы по прочитанному.
- Загадывание загадок о предметах, облегчающих труд человека.
- Экскурсии в музей народного быта «Русская изба», рассматривание предметов народного быта.
Материал и оборудование.
Рубель, стиральная доска, корыто, чугунный, электрический утюги. Зал оформлен в стиле русской избы.
Дети входят в зал в русских народных костюмах.
Ход занятия.
1.Вступительная часть.
Воспитатель знакомит детей с письмом, которое лежало на столе в группе, на конверте написано: «Для Оксаны Викторовны и детей. Открыть на занятии» (Открывает конверт). Что в нем? А в нем — записка. «Ребята, если хотите узнать, куда вы сегодня отправитесь в путешествие и с каким предметом прошлого познакомитесь, вы должны отгадать загадки. С уважением Знайка»
2. Основная часть.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, которые прислал им Знайка:
Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые —
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые –
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг
-Электрический ……….(утюг)
В полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Не морщинки не видать. (Утюг)
Воспитатель поощряет детей за правильные ответы и предлагает отправиться в путешествие, в прошлое утюга.
Рассказ детей.
Воспитатель задает вопрос: «А как в далекие времена люди стирали и гладили?»
Дети рассказывают зрителям и показывают, как раньше люди стирали и гладили белье при помощи стиральной доски, корыта и пресса.
Знакомство с рубелем.
Воспитатель рассказывает детям и зрителям о рубеле: «Давным-давно, когда ещё не было вас, не было ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, люди не ходили в мятой одежде. Как же они гладили? Накручивали материал на круглый валик и проводили по нему ребристой доской — рубелем, при этом сильно нажимая.
(Показывает рубель) Предлагает детям попробовать погладить так вещи. 2 – 3 ребенка пробуют разгладить полотенце при помощи рубеля, затем задают зрителям вопрос:
- Как вы думаете, удобно было так гладить?
Ответы детей и зрителей.
Рассказ о чугунном утюге.
Воспитатель: Прошло время, и человек решил сделать утюг из металла. Первые утюги были тяжелыми, их нагревали на огне и гладили. (Рассказ воспитателя сопровождается детским показом).
Чтобы погладить одну вещь, уходило много времени и сил, также такие утюги были небезопасными. Вопросы к детям:
- Как вы думаете, удобен был такой утюг?
- Почему он был неудобен?
Ответы детей
Рассказ ребёнка об электрическом утюге.
Воспитатель: Шло время, человек изобретал вещи, которые ему облегчали труд. Так появился первый электрический утюг.
Ребёнок рассказывает зрителям и детям об устройстве электрического утюга, показывает, как с ним обращаться.
Затем ребёнок задаёт вопросы зрителям:
- Как вы думаете, легко гладить таким утюгом?
- Чем отличается электрический утюг от старинных утюгов?
Дети и гости отвечают на вопросы.
3. Заключительная часть.
Воспитатель обращает внимание на то, как много интересного узнали дети и зрители об истории такой простой вещи, как утюг. Благодарит детей за интересные рассказы, за ответы, просит поделиться своими впечатлениями о путешествии, предлагает вернуться назад в детский сад.
Дети прощаются со зрителями.