Поддержка детской самостоятельности и инициативы в конструировании (Осинкина О.В.)

Поддержка детской самостоятельности и инициативы в конструировании

Осинкина Оксана Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 355»

г.о. Самара

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по техническому конструированию и поддержке детской самостоятельности и инициативы в конструировании.

Сегодня во всем мире и в России в связи с научно-техническим прогрессом  отмечается тенденция формирования нового качества общества. В быстро меняющемся нестабильном мире требуется  человек — творец, способный адаптироваться в этих нестабильных условиях, способный быстро менять профессию, специалист широкого профиля, способный работать в команде, самостоятельно принимать решения.

В связи с этим становится актуальной задача федерального государственного стандарта по реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в конструировании.

Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение (Из словаря практического психолога, автор Головин С.В.).

В своей работе с детьми по конструированию я соблюдаю определённые этапы становления навыка самостоятельности:

1. Помощь взрослому
2. Совместная деятельность
3. Деятельность с помощью
4. Полная самостоятельность

 Конструирование — вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детского конструирования является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.

Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. З.В. Лиштван, А.Н. Л.В. Куцакова.

Галина Урадовских предложила классификацию видов конструирования в зависимости от вида используемого материала. Я в своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создала соответствующую развивающую среду. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке обязательно располагаю разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек.

Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений Самары: Драмтеатр, Костёл, Кирха, дом Курлиной, оперный театр, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта.

С целью развития у детей инициативы и самостоятельности в конструировании, в своей работе я использую разнообразные формы организации конструктивной деятельности и приёмы поддержки инициативы и самостоятельности, опираясь на труды Л.В. Куцаковой, Фрёбеля, Леона Лоренса и Холмовской.

Конструирование по образцу разработано Ф. Фрёблем. В ходе данного вида деятельности я предлагаю детям  на примере образца и способа изготовления воспроизвести аналогичную постройку. В качестве образца я использую рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, заранее приготовленные мной постройки.

При организации конструирования по образцу с целью поддержки детской самостоятельности и инициативы я предлагаю детям построить дополнительные постройки по желанию. Дети самостоятельно придумывают постройки, выбирают для них необходимые детали конструктора, без участия взрослого воплощают замысел. Очень часто такие постройки используются детьми в дальнейшей игре.

Также предлагаю детям строить по предложенному образцу, но из других деталей или из другого конструктора. Этот приём активизирует мыслительные процессы дошкольников, творчество, инициативу.

Использую образцы, частично соответствующие замыслу. Такие образцы побуждают детей вносить изменения в постройку, самостоятельно решать конструктивные задачи. Таким образом, решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Знакомство с чертежами и схемами начинается с простейших чертежей. Дети рассматривают нарисованные детали чертежа, сравнивают и соотносят их с оригинальными деталями, возводят постройку в соответствии с чертежом.

В своей группе я предлагаю детям развивающую игру «Лабиринт с шариком», с помощью которой у детей формируется навык работы со схемами. Этот конструктор развивает полезные и важные навыки: координацию, моторику, пространственное воображение, поскольку детали необходимо составить, перестыковать, понять, куда прикрепить следующую, чтобы сохранилось равновесие, и лабиринт не рассыпался. Ребенок начинает воспринимать пространство трёхмерным, пытается планировать будущую конструкцию. Да и просто получает удовольствие, наблюдая за шариком, преодолевающим всякие переходы и горки.

Схемы сборки разнообразных лабиринтов просты и доступны для понимания детьми 5-6 лет, что позволяет им самостоятельно или в парах, в мини группах собирать лабиринты.

Конструирование в парах побуждает детей совместно обдумывать план постройки, договариваться, кто какие части будет строить, проявлять инициативу при распределении обязанностей.

Металлический конструктор – идеальное пособие для первых опытов самостоятельного конструирования и сборки моделей. Это одна из самых увлекательных игр для мальчиков и девочек. Наборы не должны быть усложнены избытком элементов и конструкцией. Принцип построения моделей из категории металлических конструкторов очень прост для понимания и позволяет развить в ребенке интерес к конструированию, не отпугнув его излишней сложностью. Обычно они позволяют собрать одну-две несложных функциональных модели, при этом в дальнейшем их можно использовать как игрушку.

На первоначальном этапе я начинаю работу со знакомства с конструктором. Вместе с детьми рассматриваем детали, необходимые инструменты, схемы изделий, показываю примеры сборки деталей. Дети наблюдают за тем, как я собираю модель, помогают мне выбрать нужные детали, болты, гайки, нужные ключи.

 На следующем этапе организую совместную деятельность с детьми, в ходе которой вместе собираем выбранную модель, обсуждаем последовательность сборки, помогаю детям распределить обязанности: кто-то выбирает детали, кто-то отвечает за выбор инструментов, с помощью которых крепятся детали, кто-то из детей собирает части модели, я помогаю собрать части в целую модель. Начинаем с простейших моделей: стул, кресло, тележка.

В настоящий момент дети умеют собирать модели из металлического конструктора с минимальной помощью взрослого. Моя роль на данном этапе заключается в небольших подсказках, наводящих на размышление вопросов, при необходимости оказываю практическую помощь при сборке моделей.

Конечным результатом работы с металлическим конструктором станет самостоятельная деятельность детей, когда дети будут способны без вмешательства взрослого собирать модели, используя схемы или придумывать свои варианты изделий, планировать ход выполнения работы, осуществлять самоконтроль и получать качественный результат.

 Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника. Поэтому очень важно формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования. Педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).

Дети моей группы очень любят конструировать разнообразные постройки из различных видов конструктора, умеют договариваться друг с другом об этапах возведения построек, намечают последовательность возведения построек. В дальнейшем многие постройки используются ими в игре.

Конструирование тесно связано с сюжетно-ролевой игрой, в которой на первый план выдвигается сюжет игры, а постройка должна соответствовать её развитию. Поэтому в играх детские постройки могут быть условными, а строительный материал помогает развёртыванию игры. Очень часто во время игры постройки преображаются, достраиваются, перестраиваются. Для лучшего достижения замысла игры дети начинают использовать в постройках дополнительный материал: бумагу, картон, бросовый, природный материал.

Грамотно созданная развивающая среда группы, полученный ранее опыт конструирования, помогают детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: