Памятники детским литературным героям в образовательном поле ребёнка-дошкольника

ПАМЯТНИКИ ДЕТСКИМ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Николаева О.Б., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 355» г.о. Самара

 Детство – каждодневное открытие мира и поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и  Отечества, их красоты и их величия.

В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание в российской системе образования сегодня является одним из наиболее приоритетных направлений. За последние десятилетия в деятельности образовательных организаций разных уровней сформировалось системное патриотическое движение. Слова «Родина», «отечество», «долг», «честь» снова обретают глубокий смысл. Молодежи и школьникам старательно прививают чувство единства, ответственности, гордости за свою страну. Ведь только человек высокой нравственной культуры  может быть опорой для своего государства в смутное время, а в мирное время работать во благо своей страны. Любовь к своему Отечеству, нужно воспитывать с детства. Когда ребенок рождается, то для него понятие Родина – это мамина любовь, бабушкины сказки, сильные руки папы и колючие усы деда. Постепенно, это понятие расширяет свои границы – туда уже входят любимый двор и друзья, детский сад, кукольный театр, парк с лебедями. В  последствии это уже город и целая страна, наша необъятная Россия.

Патриотическое воспитание личности, безусловно, начинается с семьи. Но немаловажную роль здесь играет дошкольная образовательная организация. Уже в детском саду воспитанникам прививаются понятие о любви к отечеству, об ответственном отношении к окружающей природе и людям, установлении устойчивой связи поколений. Так же, как и во многих образовательных организациях, в нашем дошкольном учреждении – детском саду № 355 – патриотическому воспитанию уделяется особое внимание. Педагоги МБДОУ «Детский сад № 355» г.о. Самара определили для себя стратегию патриотического воспитания детей через привитие любви к своей малой родине, своему городу, самарскому краю. Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к его истории, красоте его природы, к его традициям и быту. На разных этапах дошкольного образования подход к изучению родного края неодинаков. В старшем дошкольном возрасте – тогда, когда восприятие ребёнка по-прежнему сконцентрировано на детских сказках, но уже является более осознанным, представляется целесообразным взять за основу для организации воспитательного процесса литературный материал, рассматривая его в контексте соотношения с городским пространством. Таким образом, было принято решение начать знакомство с малой родиной через освоение детских литературных произведений, памятники героям которых в настоящее время украшают улицы Самары – сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Все запланированные мероприятия органично объединились в образовательный проект. Работа началась с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатели оформили тематический уголок с куклами – героями литературных произведений, сделали подборку аудио- и видеотеки, начали комплектовать костюмерную.  Дети принесли книги А.Н Толстого и С.Михалкова в разных изданиях. Эти произведения были прочитаны в группе; дети рассмотрели оформление книг, затем мы провели сравнительный анализ работ разных художников-оформителей. Самой красочной книгой «Золотой ключик, или приключения Буратино», по мнению воспитанников, стала книга с иллюстрациями Леонида Владимирского 1993 года издания (были также рассмотрены работы Анатолия Елисеева, Латифа Казбекова, Аминадава Каневского, Анатолия Кокорина). Дядю Стёпу дети увидели в художественном воплощении Владимира Гальдяева, Фёдора Лемкуля, Владимира Сутеева. Но неизгладимое впечатление в восприятии детей оставила уже ставшая раритетной книга издательства «ДЕТГИЗ» 1957 года с иллюстрациями Константина Ротова! Не менее яркое впечатление в сознании детей старшего дошкольного возраста оставил телевизионный просмотр советских мультипликационных фильмов по мотивам рассматриваемых литературных произведений. Совместный просмотр мультфильмов, не только помог детям окунуться в волшебный мир сказки, запомнить сюжет, но и мотивировал их на создание выставки рисунков по результатам увиденных мультфильмов и прочтенных книг: «Сказки в нашем городе». Этот вернисаж и стал  следующим событием нашего проекта. Но не последним…

В связи с тем, что театральная деятельность – самый доступный для детей вид искусства, который формирует не только уверенность в себе, но и способствует развитию всех компонентов речи, следующим этапом нашей работы стала литературная инсценировка. Дети с удовольствием принимали участие в   драматизации отрывков из стихотворения «Дядя Степа-милиционер» и  диалога «Мальвина и Буратино на уроке арифметики». Воспитанники  очень серьезно отнеслись к постановке – с удовольствием запоминали текст, совместно с родителями подготовили костюмы сказочных героев. Выступление, наших актеров  по достоинству оценили ребята из других групп. Следующим шагом, на пути к знакомству с самарскими памятниками сказочным героям, стала демонстрация образовательной презентации, которая не только познакомила детей со сказочными героями, поселившимися на улицах Самары, но и со скульпторами, благодаря которым наш город стал ярче. Это самарский скульптор С. Карслян — автор памятника Буратино, художник- монументалист, живописец, скульптор З.К.Церетелли (Дядя Степа). Дети также узнали, что памятники Буратино установлены в таких городах как: Воронеж, Ижевск, Салехард, Барнаул, Ростов, Санкт-Петербург, Гомель (Беларусия), Киев (Украина). Памятник  Дяде Степе украшает улицы и радует не только жителей Самары, но и Москвы, Нижнего-Новгорода, Усолья-Сибирского, Санкт-Петербурга. Дети сравнили представленные их вниманию скульптуры и сошлись во мнении, что самые сказочные памятники, конечно в Самаре. Для продолжения знакомства с нашим городом, было решено совместно с родителями оформить альбом «Самара глазами детей», который будет содержать яркие иллюстрации и пояснения к ним. На данном этапе, в него вошли не только памятники  сказочным персонажам, но и информация о скульпторах, авторах этих объектов. Работа по сбору материалов позволит увеличить  интерес к истории родного города, развивать познавательную и творческую активность, расширять кругозор, воспитывать  чувство патриотизма. В конце учебного года мы планируем, собравшись семьями воспитанников, посетить улицу Фрунзе близ дома 155, где нас ждет памятник Буратино – потереть ему на удачу нос, а кто росточком еще мал, хлопнуть по ладошке. Прогуляемся по улице Ленинградской – посмотрим, как  охраняет порядок Дядя Степа.

Границы малой родины моих воспитанников расширятся; детки будут знать, что даже в таком большом городе живут сказочные герои. Работая над этим проектом, мы пришли к выводу, что роль детских памятников в патриотическом воспитании дошкольников неоспорима; более того, в интересах города появление памятников не только сказочным персонажам, но и поэтам, писателям, организация литературных памятных мест. Ведь город, украшенный такими достопримечательностями представляет интерес не только для маленьких, но и для взрослых горожан. Он становится ближе, добрее и привлекательнее.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс