Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательного процесса в ДО имеется в достаточном количестве программно-методическое обеспечение: программы, учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационный и раздаточный материал), видеотека, диагностические материалы. Подписные издания: журналы «Воспитатель ДО» с приложениями, «Музыкальная палитра». Информационно-методическое обеспечение ДО позволяет в полной мере решать образовательные и воспитательные задачи.

Каждая группа детского сада оснащена музыкальными центрами, в старших группах имеется 3 телевизора, 3 ДВД-плеера. У воспитателей имеется возможность использовать в образовательном процессе мультимедийную доску, переносной мультимедийный проектор с экраном.Также воспитатели имеют доступ к принтеру, сканеру, компьютеру с выходом в Интернет в кабинете старшего воспитателя.

Предметно-развивающая среда, созданная в ДО, обеспечивает комфортные, благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности в различных видах его активности (умственную, физическую, игровую). При ее создании педагоги опираются на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Среда групп наполнена развивающим содержанием, которое учитывает особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности. Все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей.

Дети могут свободно видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением. Детям предоставлено право свободной ориентации в пространстве группы (символы, стрелки). Также при организации пространственной среды учитывается половая дифференциация.

Пространство групповых помещений  полифункционально  (материалы используются и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности),  имеет подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих).

В физкультурных уголках подобрано спортивное и игровое традиционное и нетрадиционное оборудование, которое способствует укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать  основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Педагоги умело поддерживают интерес детей к разным видам спорта, развивают двигательную активность  детей.

В игровой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развивается творческое воображение, фантазия. В игре идет закрепление примеров социального, речевого поведения; детей  учат устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывают у них дружеские взаимоотношения, культуру поведения. В группах имеются

  • дидактические игры социально-нравственного характера,
  • дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых,
  • картинки с изображением различных трудовых процессов,
  • альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др.
  • атрибуты  для сюжетно-ролевых игр,
  • наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда,
  • игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность,
  • фигурки животных (взрослых и их детенышей),
  • объемные модули (надувные и набивные),
  • сборно-разборные домики легкой конструкции,
  • предметы-заместители.

Освоение родного языка, воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре осуществляется через ознакомление с книгой. В каждой группе оформлен книжный уголок, где размещаются следующие материалы:

  • детские книги по программе;
  • любимые книги детей (книги по интересам);
  • сезонная литература;
  • тематические альбомы;
  • словари;
  • портреты детских писателей;
  • книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
  • книги, альбомы, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;
  • дидактические игры,  направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации звуков;
  • материал для звукового анализа и синтеза;
  • серии сюжетных и предметных картинок.

Педагоги ДОУ ведут работу по развитию познавательно-исследовательских навыков, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формируют у детей умение комплексно обследовать предмет. С этой целью в группах созданы уголки экспериментальной деятельности, которые оборудованы всем необходимым:

  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • природный, утилизированный материал;
  • разные виды бумаги;
  • медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы);
  • приборы (увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы);
  • клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.

Экологическое воспитание

Природные уголки, созданные в группах детского сада, призваны  стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам, формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами, воспитывать бережное отношение к природе.

В природных уголках имеются:

  • дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
  • альбомы, фотографии, иллюстрации с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы;
  • календари погоды и природы;
  • подборки стихов, пословиц;
  • комнатные растения, инвентарь для ухода за растениями;
  • инвентарь для посадки семян и рассады.

В летний период участок детского сада украшают клумбы. Дети имеют возможность наблюдать развитие и рост культурных растений, ухаживать за ними на огороде.

Конструктивная деятельность

Уголки конструирования содержат материалы, которые помогают развивать у детей пространственное мышление, совершенствовать навыки работы по заданной схеме, модели, чертежу, формировать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез). Данные уголки в достаточном количестве оснащены различными видами конструкторов: Lego-конструкор, конструктор на липучках, наборы деревянных конструкторов разного размера, пластмассовый конструктор, мягкий конструктор для детей младшего дошкольного возраста, металлический конструктор для детей старшего дошкольного возраста, мягкие модули, бросовый и природный материал. Также в уголках конструирования имеются различные небольшие игрушки (деревянные, резиновые, пластмассовые) для развития игрового сюжета с постройками.

Музыкальное воспитание

Оснащение музыкальных уголков способствует  развитию музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствовать навыки игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитию музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщению  детей к истокам народного творчества. В музыкальных уголках собраны различные музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудочки, свистульки, гармошки, погремушки), имеются портреты композиторов, музыкальные дидактические игры.

Театрализованная деятельность

Театральные уголки нацелены на развитие речевого творчества детей, на формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации. Педагоги ДОУ развивают творческое воображение, работают над выразительным исполнением ролей, обучают детей  использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей. В уголках собраны различные виды театров, имеются настольные и напольные ширмы, небольшие наборы костюмов.

Художественно-творческая деятельность

В уголках художественного творчества у детей развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, закрепляются умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации, расширяются представления о цвете, свойствах и качествах различных материалах, развивается пальцевая моторика, творческое воображение и творческая фантазия. В группах имеется достаточное количество средств изобразительной деятельности: различные виды бумаги, карандаши, краски, фломастеры, мелки, клей, ножницы и т.д.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии закрыты.